Я БЫ ВИДЕЛ МИССИЕЙ СЕМИНАРА ПРОДВИЖЕНИЕ ЗНАНИЙ В ПРАКТИКУ, НО ВМЕСТЕ С ЛЮДЬМИ

Опубликовал Григорий Баев от . Опубликованно в Мероприятия, Научно-практический семинар

Профессор Сергей Фалько

15 апреля 2019 года в МГТУ им. Н.Э. Баумана состоялось первое заседание научно-практического семинара по современным проблемам организации производства. Организаторами мероприятия выступили кафедра экономики и организации производства и НОЦ «Контроллинг и управленческие инновации» МГТУ им. Н.Э. Баумана. Семинар собрал на своей площадке сотрудников и студентов кафедры ИБМ-2 (Фалько С.Г., Алексеева Е.В., Баев Г.О., Басович А.Д., Власова Л.Г., Волкова М.В., Волочиенко В.А., Кирбетов К.А., Мазурин Э.Б., Орлов А.И., Осокин И.И., Рыкова Я.С., Ряховская О.Н., Сажин Ю.Б., Челышева А.С., Чуринова О.В., Шарненко Н.П.), коллег по МГТУ (Подкопаев С.А., заместитель заведующего кафедрой РК9 «Компьютерная автоматизация производственных процессов»), представителей бизнеса, СМИ и общественных организаций (Валиуллин Р.З., АО ВК; Волошин В., Интерим менеджмент; Даньшов Д.Н., ГК Механика; Кусаков А.Ю., ГК Механика; Рогаткин А.Ю., журнал «Методы менеджмента качества»; Челышев С.В., АО МТЛ; Чуй С.А., Росатом; Шабельников С., Worldskills).

Основными целями семинара являются развитие профессионального сообщества исследователей и практиков в области организации производства; обмен профессиональной информацией и коммуникация среди практиков и исследователей в области организации производства; содействие разработке учебных и методических материалов, учебных программ по организации производства; содействие организации учебных и производственных практик; содействие проведению научных исследований в области организации производства; содействие подготовки специалистов и повышению уровня профессиональной квалификации в области организации производства; получение студентами МГТУ практических знаний в области экономики и организации производства.

«Очень рад, что удалось собрать широкую аудиторию, молодцы. В общем-то, наше поле исследования шире, чем организация производства, ее нельзя рассматривать изолированно от всей производственной системы», — отметил в приветственном слове председатель семинара, заведующий кафедрой ИБМ-2 профессор С.Г. Фалько. Сергей Григорьевич поделился впечатлениями от недавней командировки на Воткинский завод.

КОГДА ИДЁТ РАБОТА, ОНА ПАХНЕТ МЕТАЛЛОМ

Э.Б. Мазурин

Предприятие делает всякие интересные вещи, типа Булава, Тополь. Три дня мы обследовали предприятие, очень интересный опыт. Например, такое наблюдение. Нас водят по новому цеху, рассказывают показатели. Я говорю, что коэффициент загрузки ниже, чем нам говорят. Почему? Потому что в цехе не пахнет работой. Когда идёт работа, она пахнет металлом, СОЖ. То есть, существует инструмент визуализация, но есть органолептика, когда заходишь и нюхаешь, на что ориентироваться.

Есть несколько наблюдений из поездки. Во-первых, оборонная промышленность долго сидела на госзаказе, он ее развратил. Во-вторых, это деквалификация кадров. Когда ты делаешь одно и то же каждый день, день ракета, два ракета, пять лет одна и та же ракета. Квалификации уже не остаётся. Третья проблема — это осваивать новую продукцию, диверсифицироваться. Например, станки, товары народного потребления.

НЕЛЬЗЯ СЧИТАТЬ ПО-ДРУГОМУ, ПОТОМУ ЧТО ПОСАДЯТ

Е.В. Алексеева

Вернусь к выступлению Станислава Чуя. У Вас 3000 рублей получалась простая деталь. Почему? Да потому что 700-800 процентов накладные расходы и метод калькуляции, который говорит туда всё наращивать, независимо, относится это к процессу или нет. И нельзя сделать по-другому, потому что посадят. Нельзя применять другой метод. Поэтому затраты там такие, что ни с кем они конкурировать не могут.

То есть, проблемы есть не только организационного порядка, хотя они очень важны. Но первое — это то, что оборонка никогда не работала на рынок. Я всё-таки говорю об оборонке, потому что Бауманка исторические работала с оборонкой. Да, они мастера, но этого сейчас недостаточно.

ПОКА ТОЧНО НЕИЗВЕСТНО, ЧТО ТАКОЕ ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА. И ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ТЕМОЙ СЕМИНАРА

Второе, что мы заметили, это цифровизация. Всё шикарно. Там стоят программные средства. Но цифровизация способствует ухудшению экономического положения предприятия, потому что падает рентабельность. Я почему ещё здесь говорю о цифровизации. Нам говорят, что надо готовить специалистов для цифровой экономики. Но пока точно неизвестно, что такое цифровая экономика. Ведь уже лет пятьдесят экономика как цифровая, уже десятилетиями используются CAD, CAM и иные технологии. Просто они пошли дальше и стали проникать в самые различные сферы.

И это ведь могло быть тематикой наших семинаров выступлений. И не просто, что мы все за цифровую экономику. Надо реально разобраться, разложить, что мы понимаем под цифровой экономикой, каково ее место в организация производства. Она присутствует и всегда присутствовала в САПР.  Помню с Игорем Петровичем Норенковым общались, у него замечательная книга по информатизации.

МОТИВАЦИЯ РАБОТНИКОВ ПРОИЗВОДСТВА И МЕНЕДЖЕРОВ

Ещё один момент очень важный — это мотивация работников производства и менеджеров. Научная организация производства начиналась с вопроса, почему мы столько платим рабочим, а у рабочих был вопрос, почему столько получают менеджеры. Это основы научного менеджмента, сейчас они опять актуальны.

Мне задали вопрос, если конструктор разработает хорошую вещь, и она пойдёт на рынок, сколько ему платить? Вопрос риторический. Платите ему много. Но ведь из ста вариантов может выстрелить только один. Как это привязать к его результатам работы? Привяжем его заработок к результатам, и он будет делать самые примитивные вещи, которая очень легко вывести на рынок. И если нет первоклассного конструктора, то зачем все эти цифровые технологии, зачем эти 3D, 5D?

3D принтер стоит на заводе. Спрашиваю — что делаете? У нас 2 принтера. Один принтер используется (а завод большой, 30000 человек, огромная территория, три площадки, много оргтехники), чтобы не тратиться на сервисные службы. Сканируем поломанные детали и изготавливаем колёсики, рычажки пластиковые на 3D принтере, ремонтируем свою оргтехнику. Но разве это серьезный разговор?

Идет строительство большой площадки, убрали старое оборудование, налили новый ровный пол. Будем ставить четыре новых мощнейших комплекса.  Напомнил анекдот из колхоза: «Товарищ, председатель, давайте купим ещё одного бугая! А он говорит: А зачем?». Зачем вы покупаете эти четыре станка, какой смысл? Модернизация, расширение мощностей. Ну и чего? Причём за деньги госпрограмм.

ГЛАВНОЕ ЗДЕСЬ — ЭТО ПОДГОТОВКА КАДРОВ.

Коллеги, у нас очень большой фронт работы. И главное здесь — это подготовка кадров. Важно чтобы студенты бывали на заводе, важно чтобы на выходе был какой-то результат. Мы в МГТУ ещё умеем рассказывать, обучать. Но всё это надо выливать в учебные пособия.  Потому что самые хорошие предприятия это те, которые работают по хорошему учебнику.  Я абсолютно убежден. Как в учебнике записано, так и должно работать. А не вот эта парадигма, что вот вас там чему-то учили, а мы вас сейчас переучим. Поэтому надо ставить организацию производства на щит.

И мы договорились с Воткинским заводом организовать программу профпереподготовки.  С обучением прямо на реальных проектах, с выездом туда, с обследованием проблем, с конкретными решениями. И заводу нужно, чтобы мы хотя бы 100 человек обучили.

Но возникает следующий вопрос, кто будет учить и с помощью чего будет учить? Я пока летел, перебирал в памяти, кто может реализовать этот проект. Пока, к сожалению, таких людей совсем немного.

ВЫРАЩИВАТЬ ТЕХ, КТО МОЖЕТ ТРАНСЛИРОВАТЬ ЗНАНИЯ

Поэтому перед нами стоит еще одна задача — это выращивать тех, кто может транслировать знания.  Аудитория наша — это мастера, начальники цехов, начальники управлений, заместители генерального директора. Они суровые практики, и им какую-то ерунду не навешаешь.  И я вижу эту очень большую и значимую задачу, потому что людей надо учить.  Там, к сожалению, нет специалистов для этого. 

Если получится с Воткинским заводом работать, будет здорово. Здесь будет и исследование узких мест, хотя это и не самая сложная задача. Есть более интересная задача — как выстроить всю производственную систему, не избыточную при этом? Организация производства — это процессы, связывающие организацию, людей, технологии, структурные подразделения.

Самая большая проблема — это куда двигаться, что делать, к какой продукции?  Говорю им, только не делайте дрели или кастрюли, китайцы уже давно это сделали.  Идти надо в сторону высокотехнологичных производств. Чтобы идти туда, нужно выпускать массовый продукт. А чтобы выпускать массовый продукт, надо решать проблему стандартизации, чем занимался наш заведующий кафедрой Бойцов Василий Васильевич, создавший Госкомитет по стандартизации.  Не просто пытаться что-то сделать на 3D принтере. Только со стандартизацией мы можем получить низкие издержки.

Кстати, они приглашают на работу выпускников, хорошие условия, рыбалка, грибы… Там Кама, дикие места, замечательные, красивые.  Родина Петра Ильича Чайковского, там его большой комплекс, музей, музыка туда съезжается со всего мира.  Хорошая возможность получить очень интересную строчку в резюме, пожалуйста, там работает мой товарищ, мы с ним учились. Если надо, в Воткинск устрою. И там очень хороший колбасный цех. Сосиски с натуральной оболочкой.

Я БЫ ВИДЕЛ МИССИЕЙ СЕМИНАРА ПРОДВИЖЕНИЕ ЗНАНИЙ В ПРАКТИКУ, НО ВМЕСТЕ С ЛЮДЬМИ.

Профессор А.И.Орлов

Доклады на семинаре должны быть не только научные, но практического, методического характера. Мы можем сколько угодно друг другу рассказывать, как организовать производство, но без носителей практики это не работает.  И это могла бы быть основная линия семинара. То есть, должна быть четкой целевая задача. Обязательно надо агитировать сюда студентов. Рассказывать об этом, объяснять, что если они пройдут школу производства, то им будет гораздо легче себя реализовать по жизни. Они получат строчку в резюме, что они работали на предприятии, а там ведь особенная атмосфера.

Когда мы читаем управленческие дисциплины, там есть очень важное направление — это выстраивание отношений с людьми.  Нужно понимать взаимодействия.  Потому что многие проекты или продукты загнулись не из-за того, что они были плохими, а потому что разделение полномочий, пересечение интересов и так далее могут похоронить очень многое.

На семинаре должны быть конкретные понятные темы. Например, нормирование и планирование никогда не исчезнет.  Но сейчас уже совсем другие методы, технологии и инструменты. Мотивация никогда не исчезнет. Организация производства, хотя она выросла из технологии, она очень тесно соседствует с гуманитарными направлениями. Когда появляется человек, это сразу становится гуманитарной наукой, и неважно, чем он занимается.

Тема компетенций очень важная.  Каких компетенций не хватает? Технологических компетенций много, но не хватает личностных компетенций, выстраивания коммуникаций, мотивации, стимулирования людей на подвиги. Все это выходит на первый план.

Уже вопросы оптимизации резания, когда вместо трех минут будешь резать 2,5 минуты, уже мало кого волнуют.  Потому что вся цепочка десятки раз длиннее. Часть вопросов из организации производства отходят на второй план.

Есть и классические вопросы. Например, семейные, групповые детали, как их выпустить?  Групповые технологии, автор Сергей Митрофанов. Как подобрать эти детали? Пожалуйста, вырисовывается задача, как организовать поток единичных изделий?

Важно помнить, что в производственной системе все остальные элементы без человека мёртвые. Очень много интересных тем для молодёжи. Но для этого надо понимать производство, надо говорить «отверстие», а не «дырка».

Портреты заведующих кафедрой ИБМ-2

Завершил свое выступление Сергей Григорьевич приглашением поступать на кафедру: у нас школа сохранилась, есть люди, которые знают, что такое организация производства. Все ваши родственники, если они хотят стать хорошими людьми, пусть идут на кафедру ИБМ2, которой в этом году исполняется 90 лет. На портретах на стене вы видите всех наших организаторов производства, основателей научных школ. И сейчас особенно актуальными будут работы Василия Бойцова по стандартизации.

ПЛАН РАБОТЫ СЕМИНАРА НА ВЕСЕННИЙ СЕМЕСТР 2018-2019 ГОДА

План работы семинара представил Григорий Баев. Он представил портфель тем от кафедры ИБМ-2, темы докладов от промышленности. Также Григорий представил несколько проектов в рамках семинара:

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ ОНЛАЙН КУРСУ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА?

Доцент Ольга Ряховская

Сократят ли преподавателей после введения онлайн курсов? Для какой аудитории создавать онлайн курс: для студентов МГТУ и внешних клиентов? Зачем онлайн курс, когда есть учебники, презентации, очные занятия? Такую живую дискуссию вызвало выступление доцента ИБМ2 О.Н. Ряховской. Ольга Николаевна рассказала о своей работе над онлайн-курсом «Экономика предприятия» на платформе Открытый МГТУ и поставила вопрос ребром – делать или нет подобный курс по организации производства. Аргументы за: подобный курс – отличный инструмент продвижения кафедры среди абитуриентов и партнеров; сокращение рутины — возможность разбирать в режиме онлайн базовый материал, а на занятии решать сложные и интересные задачи, рассматривать результаты самых свежих исследований. Ольгу Николаевну поддержал Дмитрий Даньшов, сооснователь ГК Механика. Он продемонстрировал собственный видеоурок по опрессовке корпусных деталей двигателя. «Очень понравилось выступление Ольги Николаевны… хочу выразить ей поддержку ее проекта по видеолекциям», — такое письмо после семинара прислал Сергей Шабельников, заместитель технического директора Worldskills Russia.

КАК ЗА 5 СЕКУНД РУКОВОДИТЕЛЮ ПОНЯТЬ СОСТОЯНИЕ ДЕЛ В СЛОЖНОМ ПРОЕКТЕ

С.А.Чуй

С.А. Чуй, ОЦКС Росатома, представил авторскую комплексную модель управления сложными техническими проектами с использованием инструментов организации производства на примере Росатома, ОСК и предприятий машиностроения. Станислав Анатольевич отметил, что основные проблемы реализации крупных технически сложных в т.ч. особо опасных и уникальных проектов – контроль сроков, стоимости, рисков. Одной из основных причин является слабость организации управления. Чуй привел недостатки традиционных моделей управления проектами: отсутствие взаимосвязи между стратегическим уровнем и материальным потоком (операционным уровнем); неэффективное взаимодействие участников на всех этапах его реализации, отсутствие наглядной визуализации, позволяющей за 5 секунд понять ретроспективу (прошлое), текущее и перспективу (будущее) состояния проекта; сложность и дороговизна традиционных инструментов и методов. В качестве решения Чуй предложил комплексную модель управления сложными техническими проектами на базе методов Soft Skills, объединяющая инструменты организации производства, проектного управления и риск-менеджмента.

ФИНАЛ СЕМИНАРА

Выступление С.А. Подкопаева

Заместитель заведующего кафедрой РК9 «Компьютерная автоматизация производственных процессов» Сергей Подкопаев призвал участников семинара к сотрудничеству. Сергей Анатольевич вместе с коллегами создал МИП (малое инновационное предприятие) с участием МГТУ для привлечения хозрасчетных договоров и НИОКР. Создается Лаборатория цифровой трансформации, уже действует Ассоциация интернета вещей. Проекты по автоматизации производства тесны связаны с развитием производственных систем. Соответственно, возможны и крайне желательны совместные проекты.

Как отметил профессор Сергей Фалько, частота проведения семинаров — по возникновению хороших докладов, не надо частить. Но и на длительный период прерываться тоже нельзя. Поэтому следующий семинар планируем на вторую половину мая, анонс будет опубликован.

Фото Александра Басовича

Теги:, , , , ,

Обратную ссылку с вашего сайта.

Григорий Баев

преподаватель кафедры "Экономика и организация производства" МГТУ им. Н.Э. Баумана; Центр управления производством, руководитель; КЛИП - Клуб инженерных предпринимателей, со-основатель; Летняя школа инженерного бизнеса КЛИППЕР, руководитель

Оставить комментарий

CAPTCHA


Контакты

Центр управления производством

Адрес: Москва, ул. 2-я Бауманская, д.7
МГТУ им. Н.Э.Баумана, корпус МТ-ИБМ, ауд. 518. СХЕМА ПРОХОДА

E-mail: hello(a)cup-russia.ru, leanchampionship(a)gmail.com

Телефон: +7-916-035-35-01

Защита авторских прав

© 2012-2019 ЦУП — Центр управления производством

При использовании материалов сайта активная ссылка на http://cup-russia.ru/ обязательна.

Пользовательское соглашение — политика конфиденциальности

Подписка на новости

Не чаще одного раза в неделю мы отправляем дайджест с анонсами мероприятий и свежими материалами.