По каким оперативным показателям анализируется успешность реализации проекта «Производительность труда»?

Опубликовал Наталья Косарева от . Опубликованно в Мнение эксперта

Наталья Косарева, эксперт в области построения систем управления персоналом, развития производственных систем, Президент группы компаний BSS (Банковские системы и сервисы), приняла участие в четвертом (выездном) заседании Экспертного совета по эффективному управлению и повышению производительности труда Государственной Думы от 04 апреля 2019 года. Наталья делится с нашими читателями своими мыслями по поводу реализации национального проекта повышения производительности труда.

Итоги третьего заседания

Напомним, какими результатами закончилось 15 октября 2018 года предыдущее третье заседание Экспертного совета по эффективному управлению и повышению производительности труда при Комитете Государственной Думы Российской Федерации по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству.

IMG_20190404_133728.jpg

Экспертный совет сделал следующие выводы:

— Мероприятия, предлагаемые в паспорте (консалтинг, обучение), не являются эффективным средством повышения производительности труда. Эти способы применялись последние 25 лет консалтинговыми компаниями в России с привлечением большего количества людей и на большем количестве предприятий. Результата они не дали;

— В предлагаемых мероприятиях нет системы и упорядоченности, отсутствует последовательность действий. Не оговорена возможность обратной связи и контроля;

— В паспорте не предусмотрена ответственность Федерального Центра Компетенции за результаты консалтинга. Равным образом не предусматривается ответственность за результат для предприятия, получающего консалтинговую помощь. Средства будут потрачены, мероприятия будут проведены – экономический эффект не гарантируется;

— Не утверждена методика учета производительности труда. Без утверждения методики учета производительности труда начинать консалтинг нецелесообразно;

— Понятие производительности труда четко не определено;

— Предлагаемая методика ФЦК, предполагающая 3-х месячный консалтинг и обучение специалистами ФЦК, на предприятиях – участниках Программы, сомнительна. По мнению экспертного совета, мероприятия должны проводиться длительный срок, от года и более. И в первую очередь должны быть направлены на изменение организационной культуры (создание заинтересованности у руководителей и собственников предприятий, трудовых коллективов, в повышении эффективности и производительности труда) и только потом на внедрение бережливого производства и других методик.

Отмечается также, что Юлия Урожаева – на тот момент помощник министра экономического развития, а сегодня руководитель департамента Минэкономразвития РФ по производительности и эффективности, поблагодарила всех участников заседания за обратную связь. Пообещала доработать паспорт национального проекта с учетом замечаний и предложений, а также представить обновленную версию документа на следующем заседании.

В промежутках между третьим и четвертым заседанием…

1.  Юлия Урожаева покинула свой пост. Соответственно, все ее дела никто не подхватил, и мы подошли к четвертому заседанию с необновлённой версией нацпроекта.

Вопрос: если Министерство экономики не может наладить процессы в таких важных вопросах, то как оно собирается навести порядок в процессах более низкого уровня? Получается, что система не работает.

2.  Приказом Министерства экономического развития от 28 декабря 2018 г. N 748 была утверждена методика расчета производительности труда.

    Производительность труда будет рассчитываться по добавленной стоимости, поделенной на затраты труда, то есть численность работников. Добавленная стоимость будет считаться по доходам: как сумма валовой прибыли и оплаты труда с учетом налогов (налога на имущество) и страховых взносов. Для уменьшения рисков искажения отчетности в расчет будут браться показатели прибыли до налогообложения. Данные будут анализироваться на основе налоговой и бухгалтерской отчетности (при этом контролируется их согласованность).

    Методика была разработана Минэкономразвития совместно с Федеральной налоговой службой (ФНС) и организацией «Деловая Россия» (в основу методики была положена разработка аналитического центра этой организации). 

http://algoritminfo.ru/archives/4106.

Четвертое заседание

Место проведения:

Центр повышения производительности «Кайдзэн», г. Москва, Ленинградский проспект, д. 37, БЦ «АЭРОДОМ».

Модератор:

Пищальников Дмитрий Владимирович (регалий много, смотрим в интернете).

Выступающие:

  • Молодцов Александр Витальевич – врио директора Департамента производительности и эффективности министерства экономического развития Российской Федерации;
  • Горчакова Светлана — Заместитель генерального директора ФЦК по аналитической работе и методологии;
  • Божьева Татьяна Анатольевна – начальник инспекции по комплексному анализу социально-экономического развития, Департамента стратегического аудита счетной Палаты российской Федерации;
  • Бовыкин Владимир Иванович – президент ООО «АМИ-Систем», Доктор экономических наук, член комиссии Научного совета РАН по повышению производительности труда, сопредседатель Общественного объединения по повышению производительности труда в России.

Первая часть.

Докладчик: Молодцов Александр Витальевич – врио директора Департамента производительности и эффективности министерства экономического развития Российской Федерации.

Содокладчик: Горчакова Светлана — Заместитель генерального директора ФЦК по аналитической работе и методологии.

Тема: О ходе реализации национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости».

О Проекте

Цели национального проекта – обеспечить к 2024 году:

— 5% — ежегодный прирост производительности труда на средних и крупных предприятиях;

— 10 000 – предприятий-участников;

— 85 субъектов-участников РФ.

Напомню, как трактуются эти показатели.

Предприятия-участники – это предприятия, использующие инструменты, предусмотренные национальным проектом. Целевые значения: 2019 — 958, 2020 – 2 034, 2021 – 3 728, 2022 – 5 840, 2023 – 8 090, 2024 – 10 000.

Субъекты-участники – это количество субъектов Российской Федерации, заключивших соглашения о реализации программы с Минэкономразвития России. Целевые значения: 2019 — 29, 2020 – 43, 2021 – 57, 2022 – 71, 2023 – 85, 2024 – 85.

Т.е. говорить, что к 2024 году 10000 предприятий-участников будут использовать инструменты, предусмотренные национальным проектом, это равносильно тому, что я как директор сказала бы: «У нас будет работать 10 000 сотрудников». И гордилась бы этим. На свободном рынке, где работают рыночные рычаги и выживают самые эффективные компании, действительно можно этим гордиться. А для национального проекта это цифра означает просто: куда будут потрачены деньги на обучение с невнятным результатом.

Справедливости ради на эти предприятия накладываются целевые показатели по повышению производительности труда: не менее чем на 10%, 15% и 30% по результатам первого, второго и третьего годов соответственно участия предприятия в национальном проекте по сравнению с базовым значением, далее прирост не менее 5% по отношению к предыдущему году.

И в показателях нацпроекта есть еще один показатель: доля предприятий от общего числа предприятий, вовлеченных в национальный проект, на которых прирост производительности труда соответствует вышеуказанным целевым показателям. Целевые значения: 2019 — 60%, 2020 – 80%, 2021 – 90%, 2022 – 95%, 2023 – 95%, 2024 – 95%.

Вопрос: Вот эта доля в размере 95% в 2024 году от какого количества предприятий будет считаться? По идее мы можем говорить о том, что предприятие соблюдает целевые показатели по повышению производительности труда, только после 4 лет наблюдений за ним, т.е. к 2024 году только для 3 728 предприятий, а не 10 000?

Национальный проект комплексно подходит к повышению производительности труда и состоит из трех федеральных проектов:

НаправлениеОператорКлючевые направления
Системные мерыМинэкономразвития РоссииСнижение административных ограничений и стимулирование применения передовых методов производства и управления
Адресная поддержкаФедеральный центр компетенцийВнедрение лучших практик бережливого производства на конкретных предприятиях и обучение сотрудников
Поддержка занятостиМинтруд РоссииПереобучение работников предприятий и модернизация служб занятости населения
Ответственный за весь проектКто?Что делает?

Мероприятия федерального проекта «Системные меры»

1.      Льготные займы ФРП (под 1%) для предприятий-участников.

Сумма: 50-300 млн. рублей, срок до 60 месяцев, 1% годовых, софинансирование из собственных средств не менее 20%

Направления: разработка/трансфер технологии, инжиниринг, приобретение прав на РИДы, приобретение оборудования, разработка ТЭО, ОХР.

Требования к предприятию:

  • Участие в региональном проекте;
  • Сертификат ФЦК о наличии ключевых элементов производственной системы и достаточном уровне использования внутренних ресурсов ППТ, обоснованность проекта для займа, финансовая и юридическая состоятельность;
  • Принадлежность к обрабатывающим отраслям.

Механизм:

Проводит предприятие:

  • Определение потребности в финансировании;
  • Проведение самооценки;
  • Подача заявки на сертификат ФЦК.

Проводит ФЦК (до 18 рабочих дней):

  • Входная экспертиза;
  • Оценка потока на предприятии;
  • Выдача сертификата.

Проводит предприятие:

  • Подача заявки на займ в ФРП.

Проводит ФРП (до 60 рабочих дней):

  • Экспресс-оценка (входная экспертиза)
  • Комплексная экспертиза;
  • Экспертный совет;
  • Подписание договора займа.

Мониторинг показателя ФРП:

  • Рост производительности труда в год, следующий за годом выдачи займа – 5%;
  • По окончании займа – не менее 20%.

Вопрос: Т.е. можно осуществлять субъективный отсев на основе сертификата ФЦК? Как обеспечить прозрачность и отсутствие субъективности? Где можно посмотреть список компаний, получивших займ и их соответствие заявленным требованиям?

Вопрос: Рост производительности труда в год. следующий за годом выдачи займа – 5%, по окончании срока займа – не менее 20%. А если эти условия не будут выполнены, а займ ведь уже потрачен?

2.                  Выдача грантов на НИОКР от Сколково.

Предполагается выдавать гранты от Сколково на НИОКР. Документы готовы, скоро будут выложены в широком доступе.

Лирическое отступление: Расскажу о своей истории, связанной со Сколково, производительностью труда и инновационными технологиями. Точнее, как выходцы из Сколково пытаются натянуть на себя чужие инновационные технологии, а костюмчик не по размеру.

Одному из учредителей компании БСС, где я работаю, пришла идея использовать роботов в банковской деятельности. В частности, для замены сотрудников в расчетно-кассовых центрах. В течение нескольких лет за свои деньги проводился НИОКР, разрабатывалось программное обеспечение (ПО), новое оборудование анонсировалось на выставках: https://quantumspace.ru/cashstream

Начались поставки в Сбербанк. Поставили 10 комплексов, которые сейчас работают. Естественно права на конструкторскую документацию и ПО зарегистрированы на компании, которые их создали.

И тут появляется Ефимов Альберт Рувимович из Сколково, заявляет Грефу, что незачем платить за права другим компаниям, он сейчас за год создаст аналогичный комплекс. Прошло полтора года. За это время сотрудники Ефимова пытались снять образ ПО с работающего комплекса, но лишь сломали робота.

28 февраля 2019 года я участвовала в Российском промышленном форуме в Уфе. И вот на слайдах одного выступления увидела до боли знакомое наше фото с нашим комплексом, сопровождавшееся комментариями, что эта компания внедряет инновационные подходы по использованию роботов в банковской сфере. Подошла, поинтересовалась, какое они имеют отношение к этой картинке. Они сказали, что Сбербанк обратился к ним с просьбой такое сделать. Естественно, у компании ничего нет, у Сбербанка через два года тщетных усилий тоже ничего нет. Вот так Сбербанк похоронил инновацию, которой еще не было в мире.

3.                  Обучение управленческих кадров «Лидеры производительности».

21 мая 2019 года стартует программа обучения управленческих кадров «Лидеры производительности:http://mba.vavt.ru/news/docid/83051F

Аудитория:

  • Генеральные директора предприятий;
  • Директора по производству/их заместители;
  • Коммерческие директора/директора по маркетингу/их заместители;
  • Директора по персоналу/их заместители;
  • Руководители региональных служб занятости населения (СЗН)/ их заместители.

Механизм:

  • Объявление старта приема заявок на обучение (Минэкономразвития);
  • Отбор участников и формирование потоков обучения (Минэкономразвития и Всероссийская Академия Внешней Торговли (ВАВТ));
  • ВАВТ проводит обучение пилотного потока (300 чел.);
  • Запуск основного потока (3300 чел.);
  • Обучение проводится за счет средств федерального бюджета. Командировочные расходы оплачивает работодатель;
  • По итогам обучения выдается диплом о профессиональной переподготовке, дающий право на ведение профессиональной деятельности в сфере повышения производительности труда.

Вопрос: Как будет обеспечена прозрачность отбора, чтобы за бюджетные деньги обучались достойные, а не приближенные. Ведь в программе обучения предусмотрены командировки за границу.

04 апреля 2019 проводился вебинар для руководителей предприятий, участвующих в программе. Его цель: научить руководителей ликвидировать разрыв между той культурой, которая была на предприятии и которую создает ФЦК.

Вопрос: как это можно сделать с помощью одного вебинара?

4.                  Поддержка выхода на экспорт (экспортные акселераторы).

Аудитория:

Руководители предприятий.

Механизм:

  • Информирование региональных проектных офисов о старте экспортных акселераторов – в 2019 году запланировано 13 акселераторов (Минэкономразвития и Российский экспортный центр (РЭЦ));
  • Сбор заявок от предприятий участников национального проекта региональными проектными офисами;
  • Заполнение предприятиями заявки и анкеты по оценке экспортной зрелости;
  • Формирование перечней предприятий с очередностью прохождения экспортных акселераторов (РЭЦ);
  • Обучение команд предприятий в Москве;
  • Предоставление предприятиями отчета о результатах экспортного проекта через 6 месяцев после прохождения обучения.

5.                  Поддержка международными экспертами.

Аудитория:

Сотрудники предприятий-участников.

Механизм:

  • Информирование предприятий о возможностях участия;
  • Подача предприятиями заявок на участие;
  • Формирование итогового перечня участников мероприятия (Минэкономразвития). Приоритет отдается предприятиям, показавшим наиболее значимые результаты по ППТ в рамках участия в национальном проекте.

Вопрос: Что значит «наиболее значимые результаты по ППТ в рамках участия в национальном проекте». Это риторический вопрос. Просто хотелось подчеркнуть размытость многих формулировок в проекте, дающих возможность трактовать их в выгодном смысле — для кого? Еще Деминг говорил, что одна из причин низкой производительности на предприятиях – это отсутствие операциональных определений. Так уж если этот проект базируется на принципах Бережливого производства давайте прислушиваться к рекомендациям его основоположника.

Мероприятия федерального проекта «Адресная поддержка»

Ядро программы — трансфер компетенций.

Алгоритм от ФЦК по повышению производительности труда на предприятии:

  • Выбор производственного процесса-образца, который дает до 70% выручки;
  • Создание проектной команды;
  • Увеличение производительности труда за 3 месяца;
  • Сохранение на предприятии образца с командой.

1.      Адресная поддержка предприятий

с целью достижения целевых показателей роста производительности труда:

Кол-во предприятийПриоритетные предприятияФЦКРЦКСами предприятия*
21752-30 млрд.+  
37450,8-2 млрд. + 
40800,4-2 млрд.  +
Итого: 10 000    

*под управлением РЦК

2.                  Обучение сотрудников предприятий

Кол-во обученныхПриоритетные предприятияФЦКРегионыСами предприятия*
218002-30 млрд.+  
374000,8-2 млрд. + 
203000,4-2 млрд.  +
Итого: 79500    

*под управлением РЦК

3.      Создание не менее 65 РЦК.

Вопрос: Посчитаем расходы на РЦК. В каждом 6 сотрудников, зарплата каждого сотрудника 70-90 тыс. руб., добавляем налоги на зарплату, командировочные, накладные расходы, получается около 10 млн. рублей в год на содержание 1 РЦК, а на 65 РЦК 650 млн. руб. в год.

Вопрос: Как считается производительность труда сотрудников РЦК в свете вышеуказанных цифр?

4.                  Гранты на адресную поддержку.

Получатель:

Субъект РФ – участник нацпроекта.

Цель:

Адресная поддержка предприятий, выполняющих мероприятия под региональным управлением или самостоятельно.

Механизм:

Средства распределяются по регионам, исходя из количества предприятий, с которыми регион будет работать в 2019 году. На 2019 год предусмотрена сумма 1,97 млрд. рублей. Основные гранты получат Татарстан и Пермский край.

Вопрос: Как учитываются размеры предприятий при распределении бюджета? Ведь 1 литр молока жирностью 3,5% равен 3,5 литрам молока жирностью 1 %?

Вопрос: Был проведен конкурс, выбрано 20 регионов. Как они выбирались, по каким критериям? Живая очередь? Кто громче крикнет? Рейтинг губернатора? Количество потенциальных предприятий?

Аргумент от ФЦК: «Мало специалистов в сфере повышения производительности труда, поэтому было решено создать ФЦК».

Т.е. считается, что ФЦК в одночасье даст рынку множество профессиональных специалистов. А давайте зададимся вопросом: откуда в ФЦК появились эти самые специалисты, которые будут готовить других? Ответ: их просто переманили из компаний, которые давно и успешно внедряют Бережливое производство. Например, из Северстали много специалистов перешло в Полюс золота. И даже из Полюса Золота ФЦК их переманило к себе на более высокие зарплаты. Конечно, есть хорошие специалисты, которые работали самостоятельно, но вынуждены были пойти в ФЦК по причине отсутствия работы.

Вопросы: Какую ценность могут создавать специалисты, которые покидают вырастившие их компании и готовы продаваться за деньги? И если ФЦК удочерило приемных детей, откуда у них уверенность, что они смогут породить своих?

Аргумент от ФЦК: Консультант не заинтересован в развитии компании после ухода – ФЦК заинтересован.

Вопрос: Давайте разберемся в данном контексте: что такое ФЦК? Это Генеральный директор? Это каждый из консультантов? Почему, когда он был раньше на свободном рынке и ему надо было конкурировать, доказывать свою компетентность, чтобы его в следующий раз тоже пригласили и оплатили, он был не заинтересован, а теперь, когда он сидит на окладе и в ус не дует, он вдруг стал резко заинтересован? Где их переплавляют?

Мероприятия федерального проекта «Поддержка занятости»

В 2019 году будет переобучено 17,8 тыс. человек. На это будет направлено ИМБТ 1 525,2 млн. руб. в 31 субъект.

Лирическое отступление. Информацию беру из презентации. Искала расшифровку ИМБТ. Первое, что попадалось – Институт монголоведения, буддологии и тибетологии. Видно – знак сверху, но не имеет отношения к теме обсуждения. Похоже, что это все-таки «Иные межбюджетные трансферты».

Вторая часть.

Божьева Татьяна Анатольевна – начальник инспекции по комплексному анализу социально-экономического развития, Департамента стратегического аудита счетной Палаты российской Федерации.

Критерии оценки НП «Повышения производительности труда и поддержки занятости со стороны Счетной Палаты

sl_1.JPG

Цель Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» – «увеличение производительности труда к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года» не была достигнута. Официального подведения итогов реализации Указа не было. В связи с этим у Счетной Палаты вопрос к Минэкономразвития: «Были ли им проанализированы причины недостижения, какие извлечены ошибки и предприняты действия по их недопущению в будущем».

Системного анализа по достижению целей, указанных в проекте, нет. Есть большие риски по их недостижению.

НП «Повышение производительности труда влияет на достижение семи национальных целей. По мнению Счетной Палаты, в Паспорте проекта не оценен вклад Проекта в достижение показателей других нацпроектов.

Нужен детальный анализ паспорта проекта и его динамики с целью избегания неэффективных управленческих решений.

Из открытых источников в тему заседания: «Аудитор Счетной палаты Российской Федерации Михаил Мень 03 апреля, выступая в Государственной Думе, отметил, что показатели нацпроектов в том виде, в котором они представлены в настоящее время, не могут быть действенным инструментом контроля за достижением их целей. «Учитывая предстоящую замену показателей и корректировку паспортов национальных и федеральных проектов, до конца 2019 года данный инструмент в полной мере не заработает. В этих условиях особые требования и большая нагрузка ложатся на другие инструменты контроля и мониторинга»».

Критерии оценки НП «Повышения производительности труда и поддержки занятости со стороны Счетной Палаты

Эффективность использования средств, выделяемых на этот проект, будет оцениваться с точки зрения достижения всех национальных показателей, на которые влияет этот проект.

В 2018 году было запланировано на этот проект 500 млн. руб., израсходовали 265 млн. руб.. На 2019 год запланировано в 7 раз больше. Нужно ли столько, если предыдущее исполнение бюджета не осуществлялось? Может сократить бюджет и привлечь внебюджетные источники?

Есть риск неиспользования или необоснованности использования средств.

Информирование Счетной Палатой о результатах национальных проектов

На официальном сайте счетной палаты есть информационная панель мониторинга достижения наццелей   http://ng.ach.gov.ru/. В  начале мая появятся результаты достижения национальных целей за год.

sl_2.JPG

Мнение Счетной Палаты о динамике производительности труда

По данным Росстата производительность труда была 99,7%, стала 101,5%. Рост производительности в размере 2% за несколько лет произошел за счет обрабатывающих предприятий.

sl_3.JPG

По мнению Счетной Палаты, есть потенциал роста производительности труда в следующих отраслях: авиастроение, судостроение, биотехнологии. Одна из причин этой уверенности, что продукция этих отраслей в ближайшее время будет востребована.

Справочно: Износ ОС был 52%, сейчас он колеблется около 48-49%.

Третья часть.

Бовыкин Владимир Иванович – президент ООО «АМИ-Систем», Доктор экономических наук, член комиссии Научного совета РАН по повышению производительности труда, сопредседатель Общественного объединения по повышению производительности труда в России.

IMG_20190404_131921.jpg

Оценка программы ППТ

ФЦК утверждает, что не хватает компетенций. Но ведь 30 лет издаются книги по Бережливому Производству, работает много консалтинговых компаний, т.е. компетентность есть.

Сама программа – это лечение симптомов, а не болезней.

Нет системного подхода.

Количество ответственных много, но непонятно, кто в итоге отвечает.

Предложения

1.      Необходимо решать проблему с вовлеченностью руководителей.

С 2000 по 2008 год экономика росла и возник стереотип, что управление — ерунда, не стоит тратить на это деньги.

Если интерес у руководителей не будет создан, то работа ФЦК – выброс денег на ветер.

2.      Необходимо менять менталитет руководителей.

У нас считается, что в основе роста производительности труда лежит оборудование, потом технологии, потом системы и процедуры и в самом конце организационная культура. В то время, как в успешных компаниях в фундаменте должна лежать организационная культура.

3.      Ввести материальную мотивацию для руководителей.

В виде премии за рост производительности труда, в виде льготного расчета налогов с добавленной стоимости, полученной в результате роста производительности труда. Сумма добавленной стоимости дает прирост ВВП.

4.      Запустить альтернативную программу повышения производительности труда.

Комментарии ФЦК: очередь из 900 предприятий, желающих участвовать в программе. Вовлекают руководителей следующим образом: проводят разъяснительную работу, руководитель прозревает от ее пользы и вовлекается в изменения.

Комментарии и вопросы участников

Лапидус Вадим Аркадьевич:

  • Показатели программы очень сужены – это показатели статистические, а не управленческие;
  • Программе нужен научный руководитель, а лучше совет;
  • Япония не должна нас учить.

Иванова Ольга Дмитриевна:

  • ФЦК имеет монополию на ППТ;
  • Необходимо запустить альтернативную программу повышения производительности труда, основанную на предложениях Бовыкина Владимира Ивановича, с привлечением экспертов.

Тимофей Кареба:

  • Мы сейчас корректируем созданную программу ФЦК, ловим чужое похмелье;
  • Изменение корпоративной культуры компании и менталитета первого лица должно лежать в основе этой программы.

Косарева Наталья:

  • По каким оперативным показателям анализируется успешность реализации проекта? Как эти показатели собираются, кем анализируются, как принимаются решения?
  • Кто является единоличным ответственным за повышение производительности труда?

В заключении

Мы говорим о повышении производительности труда в следующих несырьевых отраслях:

  • Сельское хозяйство;
  • Строительство;
  • Транспорт;
  • Обрабатывающая промышленность.

Вопрос: а где сфера услуг? Где сфера информационных технологий? Почему при сегодняшней политической ситуации мы закупаем американское ПО и оборудование на миллиарды рублей? Пользуемся услугами американских консалтинговых компаний?

Можно привести множество примеров по закупкам ВТБ, Сбербанка, Газпрома,…

Теги:, , ,

Обратную ссылку с вашего сайта.

Оставить комментарий

CAPTCHA


Контакты

Центр управления производством

Адрес: Москва, ул. 2-я Бауманская, д.7
МГТУ им. Н.Э.Баумана, корпус МТ-ИБМ, ауд. 518. СХЕМА ПРОХОДА

E-mail: hello(a)cup-russia.ru, leanchampionship(a)gmail.com

Телефон: +7-916-035-35-01

Защита авторских прав

© 2012-2019 ЦУП — Центр управления производством

При использовании материалов сайта активная ссылка на http://cup-russia.ru/ обязательна.

Пользовательское соглашение — политика конфиденциальности

Подписка на новости

Не чаще одного раза в неделю мы отправляем дайджест с анонсами мероприятий и свежими материалами.