ЛЮДИ ВОВЛЕЧЕНЫ, А РУКОВОДСТВО ПОНИМАЕТ, ЧТО ДЕЛАЕТ. СТАЖИРОВКА НПО ЭНЕРГОМАШ НА БМЗ

Опубликовал Григорий Баев от . Опубликованно в Мероприятия, отзывы о ЦУП, Экскурсия на завод

12 октября 2018 года на Брянском машиностроительном заводе состоялась стажировка для руководителей и представителей производства АО «НПО Энергомаш». НПО Энергомаш — мировой лидер в производстве ракетных двигателей высокой мощности. Тема стажировки — обмен лучшими практиками в развитии производственных систем. В программу стажировки вошла промышленная экскурсия в цех маневровых тепловозов, склад внешней комплектации, цех магистральных тепловозов, холодно-прессовый и тележечный цех. В финале состоялась панельная дискуссия с участием руководителей БМЗ по вопросам оптимизации процессов, управления качеством, оперативного планирования и управления цехами и подразделениями, по системе обслуживания и ремонта оборудования, по производственному планированию, системе оплаты труда и мотивации. Мероприятие организовано Центром управления производства МГТУ им. Н.Э.Баумана и дирекцией по развитию производственной системы БМЗ.

А началось все по традиции с техники безопасности. Всем участникам делегации выдали СИЗ – средства индивидуальной защиты, включающие каску, а также радиогид, чтобы лучше слышать экскурсовода. Мы отправились в цеха завода со 145-летней историей…

Купец, управляющий, инженер и заводчик объединили свои капиталы, возможности, знания и опыт

Дата основания Брянского завода – 20 июля 1873 года.  Учредителями общества были П.И. Губонин и В.Ф. Голубев. Позже к ним присоединились В.Н. Тенишев и В.А. Крахт. Команда в составе купца, управляющего, инженера и заводчика объединили свои капиталы, возможности, знания и опыт. В 1878 году Брянский завод произвел треть выпускаемой в России стали и занял второе место в стране после Путиловского завода. Многие задумки другой известной команды Шухова и Бари были реализованы с помощью стали брянского завода: мосты, перекрытия Киевского, Белорусского вокзалов Москвы… Из Брянской стали был построен знаменитый броненосец «Потемкин», здесь производили уникальные двухтактные малооборотные судовые дизели.

На фото уникальный двухтактный малооборотный судовой дизель производства БМЗ

Сегодня Брянский машиностроительный завод — крупнейшее предприятие отечественного транспортного машиностроения. Завод специализируется на производстве магистральных и маневровых тепловозов. БМЗ, по мнению Александра Миронова, директора по развитию производственной системы, — самое престижное место работы в Брянской области. Уровень зарплат примерно в 1,5 раза выше, чем по региону. На трудоустройство большой конкурс, благодаря чему получается отбирать на работу лучших. Площадь предприятия 1 млн м2, численность 3500 человек, из них примерно 1500 человек – ОПР.

Как пришли от советского завода к текущему состоянию?

Лидеры мирового ракетного двигателестроения отправились на БМЗ не просто так. В настоящее время БМЗ является эталонным предприятием Трансмашхолдинга по уровню развития производственной системы. В 2012 году на БМЗ стартовала полномасштабная реструктуризация и оптимизация производства. За основу была взята производственная система Тойоты и инструменты бережливого производства. Бережливое производство как философия управления преследует три основные цели. Первая — сведение к минимуму временных потерь. Вторая — приведение масштабов производства в соответствии с потребностями рынка, реальным гарантированным заказам потребителей. Наконец, третья, достигнуть которую можно лишь при достижении первых двух, — снижение издержек и повышение качества.

На территории БМЗ

Лидером перемен на предприятии стал пришедший в 2012 году из ТВЗ новый генеральный директор Александр Василенко. Создать образцовую производственную систему – именно его идея, под которую была собрана команда. И началось все со стратегии – был пересмотрен продуктовый портфель предприятия, сделан фокус на тепловозы, малоприбыльные направления были ликвидированы; была пересмотрена логистика завода, от лишних цехов отказались, вывели их за забор и сдали в аренду.

— Главная цель внедрения бережливого производства на Брянском машиностроительном заводе — обеспечение конкурентоспособности предприятия, — отмечает Александр Василенко, генеральный директор БМЗ, в интервью журналу «Трансмашхолдинг», №26 от 2016. — Ведь бережливое производство — это совершенно особая идеология, включающая в себя и правильное обслуживание оборудования, и культуру производства, и грамотное выстраивание технологических потоков, и снижение себестоимости выпускаемой продукции. Не менее важно при этом отношение работников к труду, к происходящим изменениям. На мой взгляд, нам в полной мере удалось заинтересовать людей, вовлечь их в новую производственную систему.

В результате преобразований на БМЗ укрупнили основные цеха и выстроили все процессы в соответствии с производственной системой Трансмашхолдинга. В результате 11 цехов были преобразованы в 4: холодно-прессовый, тележечный, цеха маневровых и магистральных тепловозов. Например, раньше маневровый тепловоз изготавливали в 5 цехах, сейчас в одном, количество постов на сборке сократилось с 16 до 9.

Внедрение бережливого производства проходило поэтапно —пилотными участками. Все это позволяет добиться ощутимых качественных изменений в условиях труда и тем самым вовлечь сотрудников в процесс модернизации. Первым таким участком на БМЗ стал участок колесных пар тележечного цеха. По мере внедрения производственной системы на БМЗ перешли от пилотных участков к выстраиванию эталонных линий производства конечного продукта.

— Основное достижение от внедрения производственной системы — это смена мироощущения у сотрудников завода, что люди приходят на работу и хотят доказать себе и другим, что они могут сделать что-то новое, улучшить процессы. – делится опытом Александр Миронов, директор по развитию производственной системы БМЗ. — А главное — люди гордятся, что они работают на таком предприятии… Все процессы выстраиваются именно с пониманием производственной системы и понимания борьбы с потерями, с пониманием, что мы должны повышать эффективность производства.

Что заставляет людей ставить тележку в выделенный прямоугольник?

Экскурсия по производству началась с цеха маневровых тепловозов. Именно там была создана первая эталонная линия предприятия по выпуску готовой продукции — линия сборки, сварки рам и изготовления маневровых тепловозов. Эталонной принято считать такую линию, на которой максимально полно и эффективно внедрены инструменты бережливого производства: система организации рабочего места 5S (от англ. «5 шагов» — сортировка, соблюдение порядка, содержание в чистоте, стандартизация, совершенствование), визуальное управление (размещение инструментов, полуфабрикатов, деталей, позволяющее принимать решения максимально быстро), картирование потоков создания ценностей (КПСЦ — наглядное схематическое изображение производственных процессов, позволяющее быстро увидеть и устранить проблемные области), комплексная поставка и другие. Именно эталонная линия задает ритм работы всем поставщикам — как внутренним, так и внешним. По сути это нормальный рабочий конвейер, исключающий ненужные перемещения и трудозатраты. Все детали и комплектующие должны идти на линию с обязательной проверкой качества, чтобы избежать переделок. Как показал мониторинг работы цеха маневровых тепловозов, количество дефектов в его продукции снизилось на 30%. Полученный на этом участке опыт был перенесен и в другие цеха завода — магистральных тепловозов и тележечный.

Первое, что бросается в глаза – это уровень визуализации в цехе. Участникам продемонстрировали супермаркет – участок комплектования для сборки тепловоза. Оптимальный объем комплектующих – на неделю работы. Такой срок подбирался, во-первых, чтобы цех был не затаренным, во-вторых, чтобы приходилось не очень часто пополнять запасы. В выделенном полосками месте стоят специально разработанные тележки-органайзеры под номенклатуру деталей и количество, необходимое для операции.  Каждая тележка имеет наглядную схему комплектования. Тележка выкрашивается в определенный цвет в зависимости от того, к которому участку цеха она относится. «Что заставляет людей ставить тележку в выделенный прямоугольник?» — уточнили коллеги. «Сейчас производственная культура уже не позволяет человеку работать по-другому. А раньше заставляла высокая безработица в регионе». Над супермаркетом висит экран, отслеживающий точку перезаказа позиций. По супермаркету выстраивается план производства комплектующих и работы холодно-прессового цеха. Когда объем позиции достигает точки, запускается ее производство. «Откуда на экране берется такая оперативная информация?» — прозвучал вопрос. После того, как тара сформирована и передается на сборочный участок, сотрудник супермаркета производит списание тары (к номеру тары привязан ей соответствующий перечень деталей) с остатков супермаркета по 1С. Вследствие чего и корректируются данные на мониторах. Также поступление деталей на супермаркет сопровождается проведением документа по системе. По этому расхождение между фактическим остатком и данных в системе не превышает нескольких минут.

Супермаркет

Комплектация

Андон в супермаркете

Продолжение ответа прозвучало на участке сборки главных рам, где нам показали рабочий терминал, куда оператор может ввести оперативную информацию о готовности операции, расходе комплектующих, посмотреть конструкторскую и технологическую документацию, оперативный план, сменно-суточное задание… Больше всего удивил не функционал терминала, а его продуманность, удобство, соответствие производственным процессам. Функционал терминала был разработан на БМЗ. «Как мотивировать работников пользоваться терминалом?» — поинтересовались коллеги из Энергомаша. «Пока рабочий не введет данные о выполненной операции, начальник цеха и бухгалтерия не считают ее выполненной, соответственно рабочий не получит деньги за операцию». Вокруг рабочего места стоят наглядные стенды: СОКи (стандартные операционные карты), показатели проектов улучшений, качества, стоимости, поставки; программы недельных улучшений (SWIP).

У рабочего терминала на участке сборки главных рам

Стенды

Участок сварки

Над линией сборки тепловозов висит андон – большой экран, отображающий время такта (для сборки маневровых тепловозов – 13 часов), оставшееся время такта, показатели плана, факта, отставания. Для мелких комплектующих (болтов, гаек, …) действует система двойной контейнер (когда один пустеет, комплектовщик его пополняет; рабочий пользуется в это время вторым лотком).

Андон на линии сборки маневровых тепловозов

Канбан в виде двух лотков

Маневровый тепловоз

В холодно-прессовом цеху коллегам из Энергомаша понравился пост раздачи масла и смазки, который позволяет избавиться от нагромождения бочек в цеху. Мне же было приятно встретить станки скрытых чемпионов – лазерные раскройные центры ВНИТЭП, станки IPG.

Пост раздачи масла и смазки

Лазерные раскройные центры ВНИТЭП хорошо себя зарекомендовали на БМЗ

Увиденное превзошло мои ожидания

Андрей Калачев, специалист по управлению операционной деятельности НПО Энергомаш: «Были ожидания посмотреть российское предприятие, которое достигло успехов во внедрении производственной системны. Но если честно, то увиденное превзошло мои ожидания. Я был на большом количестве предприятий в России и за рубежом, когда работал в консалтинге… Что мы видели сегодня, похоже на европейское предприятие, где хорошо развернутые производственные системы, где люди вовлечены, руководство понимает, что делает, зачем оно это делает, как оно достигает своих целей… Руководство на местах знает, зачем это всё делается. И что это не просто те вещи, которые были внедрены ради высшего руководства, а это инструмент, которым люди пользуются на ежедневной основе. Судя по словам рабочих, специалистов, начальников цехов, было видно, что они этим пользуются каждый день. Вообще все увиденные инструменты после определенного осмысления можно использовать на Энергомаше. Автономное обслуживание и супермаркет – да. Центры визуального обслуживания – тоже да».

«Сразу могу сказать – вы [БМЗ – Г.Б.] в другом мире живете, вы долго к этому шли, с мучениями… Общая атмосфера, которая у вас тут есть, такая красивая и приятная», – отметил Василий Марфин, заместитель генерального директора по качеству НПО Энергомаш.

Александр Басович, стажер-исследователь НОЦ «Контроллинг и управленческие инновации» МГТУ им. Н.Э. Баумана: «На мой взгляд, БМЗ — завод с очень вовлеченным персоналом. Новые знания внедрили на старом заводе, и получился хороший пример для подражания другим российским предприятиям. На территории полный порядок, в цехах чистота, в головах рабочих хорошо прижившиеся идеи бережливого производства. И самое интересное, что рабочие сами внедряют улучшения, это их личное желание. И директор отвечает на вопросы конкретно и достаточно развернуто, чтобы каждый понял, что и как работает. В общем, это был очень ценный опыт, объемный опыт».

Панельная дискуссия

Александр Миронов, директор по развитию производственной системы БМЗ, отметил в свою очередь, что «коллеги из Энергомаша заинтересованные, сразу видно, что приехали не командировочные проесть. Они интересовались, задавали вопросы, хотели понять процессы, непосредственно на панельной дискуссии также не отмалчивались. Спрашивали, что их интересует. Поэтому я надеюсь, что это было полезно для них, и они что-то для себя полезное вынесут и постараются реализовать на своем предприятии».

В свою очередь хочу поблагодарить Наталию Шишлакову, заместителя генерального директора по управлению персоналом и корпоративной системе управления проектами Трансмашхолдинга, Викторию Порудееву, руководителя Управления по оценке и развитию персонала Дирекции по управлению персоналом и корпоративной системе управления проектами Трансмашхолдинга, коллег из БМЗ и лично Александра Миронова за организацию визита, который был на высоком уровне. Мы прошли весь производственный цикл, все вопросы были разобраны из первых уст. Приятно порадовала открытость. Позволялось фотографировать в цехах, это большая редкость. Надеюсь, что коллеги из Энергомаша провели время на БМЗ с пользой, а полученный опыт смогут использовать в своей работе.

Фото Григория Баева

Теги:, , , , , , , , , , , , , , ,

Обратную ссылку с вашего сайта.

Григорий Баев

преподаватель кафедры "Экономика и организация производства" МГТУ им. Н.Э. Баумана; Центр управления производством, руководитель; КЛИП - Клуб инженерных предпринимателей, со-основатель; Летняя школа инженерного бизнеса КЛИППЕР, руководитель

Оставить комментарий

Контакты

Центр управления производством НОЦ «Контроллинг и управленческие инновации» МГТУ им. Н.Э. Баумана

Адрес: Москва, ул. 2-я Бауманская, д.7
МГТУ им. Н.Э.Баумана, корпус МТ-ИБМ, ауд. 518. СХЕМА ПРОХОДА

E-mail: cmi(a)bmstu.ru, info(a)clip-russia.ru, leanchampionship(a)gmail.com

Телефон: +7 (499) 267-17-84

Вконтакте | Facebook | Instagram

Защита авторских прав

© 2012-2018 ЦУП — Центр управления производством НОЦ «Контроллинг и управленческие инновации» МГТУ им. Н.Э. Баумана

При использовании материалов сайта активная ссылка на http://cup-russia.ru/ обязательна.

Пользовательское соглашение — политика конфиденциальности

Подписка на новости

Не чаще одного раза в неделю мы отправляем дайджест с анонсами мероприятий и свежими материалами.