КАДРЫ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ БУДУЩЕГО: КАК ПОСТАВИТЬ ЦЕЛЬ И НАЙТИ СВОЮ МЕЧТУ?

Опубликовал Григорий Баев от . Опубликованно в Мнение эксперта, Новости ЦУП

Черноморское побережье, а точнее Олимпийская деревня в Имеретинке, уже несколько лет подряд становится местом сбора лидеров производственного бизнеса на Саммите «Умные производственные системы». Лидеры, как водится, общаются друг с другом, делятся опытом, выслушивают тех, кто поучает на пленарных заседаниях. Попали лидеры и на секцию «Кадры для предприятий будущего: как объединить усилия образования и бизнеса», что собрала докладчиков не только из вузов (МГТУ им. Н.Э. Баумана, УрФУ, КубГАУ, МИИТ, РУДН), экспертного сообщества (ЛюдиPeople, Кайдзен Инститьют), реального бизнеса (КУ РЖД, СИБУР, Bosch Rexroth), но также организаций, которые занимаются обучением детей (Школа молодого лидера, Усть-Лабинск).Что можно было обсудить за полтора часа? Три проблемы, выявленные в исследованиях и реализованных проектах НОЦ «Контроллинг и управленческие инновации» МГТУ им. Н.Э. Баумана, прояснили сегодняшний день : во-первых, многие кафедры по организации производства, созданные в большинстве технических и классических университетов СССР, в 90-2000х перепрофилировались в кафедры бухучета, маркетинга. Чего угодно, но только не организации производства. Во-вторых, до сих пор не существует учебника по современным производственным системам, по бережливому производству. Существующие учебники по организации производства требуют серьезного обновления, наполнения современными примерами российской и зарубежной практики. С другой стороны, есть много зарубежных книг по бережливому производству, в которых российский опыт и специфика не отражены. В-третьих, на наш взгляд, пока мало профессиональных и научных площадок по производственному менеджменту. Здесь можно выделить Лин Саммит в Сочи, Чарновские чтения по организации производства в МГТУ им. Н.Э. Баумана. Почему важны такие площадки? Они позволяют обобщать и описывать передовой опыт, превращать его в рекомендации, методики и стандарты для предприятий.

Что еще мы видим по результатам собственных исследований? Предприятия говорят о дефиците инженерных кадров, жалуются, что вузы слабо взаимодействуют с бизнесом, а уровень подготовки выпускников считают несоответствующим своим требованиям. С другой стороны, у выпускников слабая профориентация, они плохо представляют, где могут работать по специальности. Одна из причин – у ребят и девчат отсутствуют долгосрочные цели, а также мечта по жизни. Скорее всего, это связано с узостью кругозора, в том числе профессионального. А когда нет цели и мечты по жизни, вытекает следующая проблема – установка «я все знаю». То есть, учить меня, только портить. При этом выпускники не умеют работать в командах, плохо описывают свои идеи и не имеют навыков проектной работы.

Виктория Петрова

Секция по кадрам получилась насыщенная, как кубанская сметана в 25 %. Ее открыла установочным докладом Виктория Петрова, председатель экспертного совета ГК ЛюдиPeople. Она поделилась опытом, как повысить эффективность руководителей не на 10, и даже не на 20%, а на 100500%! Приводим выдержки из выступления.

10 ГРАБЕЛЬ СОВРЕМЕННЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ИЛИ ЗА ЧТО ВАС МОГУТ РАСЦЕЛОВАТЬ МЕНЕДЖЕРЫ

Виктория начала доклад с 10 грабель, на которые наступают руководители.

  • Первое — восприятие руководителем своей должности как царского трона. Я сюда попал, меня уже отсюда забирать не надо, моя жизнь удалась, у меня все очень хорошо.
  • Отсутствие планирования и адекватных целей. Любое интервью Виктории начинается с вопроса, какие цели стоят перед человеком, как перед руководителем, профессионалом. Если человек не может назвать адекватно сформулированные цели для данной стадии жизненного цикла организации, для данной ситуации на рынке, на предприятии, дальше разговаривать с ним больше не о чем.
  • Нет визуализации цели – нет процессов. Опыт показывает, что куда бы команда Виктории не приходила, не видно, что должны сделать люди. То есть визуального контроля не существует практически нигде. Соответственно, нигде и никогда вы не узнаете, что, как и когда должно быть сделано.
  • Низкий уровень квалификации и профессионального кругозора. Когда Виктория с коллегами приходит на предприятия, преимущественно, это машиностроительные предприятия, первое, с чего с ними начинают разговор профессионалы: «А вы не железнодорожники!» И упирают руки в боки. «Я говорю, что мы действительно, ни разу не железнодорожники, мы врачи по первому образованию. А вот вы – железнодорожники, но как это вам помогло? Вы тратите вдвое больше денег, неправильно организовав работу железнодорожного цеха и инфраструктуры. Это удивительно, сколько людей, выходящих из стен высших учебных заведений, заканчивают на этом свое развитие. Они просто вешают железный занавес и считают, что я получил высшее образование и на этом хватит. Дальше меня учить – только портить».
  • Неумение видеть проблемы там, где создается продукт, и решать эти проблемы. Почему-то считается, что проблемы финансовые: как нам перекредитоваться, как нам где-то взять денег, как нам пораньше стрясти денег с наших заказчиков, как нам не заплатить нашим поставщикам… То есть управленческий дискурс крутится вокруг этих тем. А где у вас продукт, что им является? За счет чего процветает ваша организация? Какими силами и ресурсами вы этот продукт производите? Этого нет в понятийном поле.
  • Неумение накапливать и анализировать статистику. «Ни одной компании не знаю, где нет планово-экономического отдела или отдела экономического анализа. И там есть абсолютно все, кроме экономического анализа», — пояснила Виктория. «Это приходится делать нам, собирать, соскребать статистику за предыдущие несколько лет. Анализируем эти данные, затем даем выводы и рекомендации. Естественно, организации могут это делать сами – но не делают!»
  • Очень слабое владение офисными и другими компьютерными приложениями. Сотрудница ЛюдиPeople Кира Лысова пришла потрясенная с одного предприятия. Ее провожали домой и целовали на прощание. Потому что Кира рассказала и показала, что в Excel можно фильтровать по числам, тексту, цвету ячейки. Люди воспринимают мощнейшую среду Excel как нумерованный список.
  • Лень и поверхностность. Лениво современному человеку заглядывать в свои проблемы, задавать себе вопросы, а что случилось, почему что-то идет не так, как хотим. Какие статьи нам надо прочитать в этой связи? Какие нужно книги прочитать? С какими экспертами нужно поговорить? Как нужно организовать работу по решению проблемы? Ничего этого не делается.
  • Микроменеджмент, это любимое развлечение руководителей, которые заводят себе системы контроля поручений. И с утра до вечера на каждого подчиненного сыплется по 800 задач, а подчиненные бегают и выполняют эти задачи. Например, почему у вас жалюзи не протерто? При этом никакой привязки к тому, где создается продукт и услуга. Зато уделяется внимание околопроцессам, которые имитируют бурную деятельность.
  • Неспособность дать мотивирующую обратную связь подчиненным. Люди могут работать в компании годы и не узнать, как к ним относится руководство, какие цели оно перед ним ставит, какого вклада от них ожидает.

СОВРЕМЕННЫЙ БИЗНЕС – СПОРТ ВЫСОКИХ ДОСТИЖЕНИЙ

Виктория Петрова

Сегодняшний бизнес – это спорт высоких достижений. Во сколько лет члены сборной по хоккею начинают готовить себя к мировым чемпионатам? В 3-4 года. Сколько они занимаются в день? Часов 6-8 как минимум, только спортом, только физической подготовкой. Сколько лет это длится, прежде чем они попадают на важные международные чемпионаты?  Минимум 10-12 лет. Они ездят на сборы, они очень много времени проводят вне дома, вне семей. Есть жесткие ограничения по дисциплине, по потреблению спиртного, по диете. Ради чего это все? Ради хорошей спортивной формы и победы. Но эта форма формируется в течение десятилетия, ежедневно преодолением себя, новыми планками для достижения, новыми навыками, формированием чемпионской команды. А что мы видим в бизнесе? Некогда объяснять, пошел вперед и работай!

ТИМБИЛДИНГИ С ЛОСКУТНЫМИ ОДЕЯЛАМИ

Вот этот вид спорта приобрел невероятную популярность. Почему-то теперь считается, что тимбилдинги – это место, где шьем лоскутные одеяла. Если вы собираете людей и хотите с ними что-то делать, их нужно обучить в бою, на гембе, понимая, что готовятся они к олимпийским играм. Понимая, что им нужно усвоить огромный объем информации.

Для этого в ЛюдиPeople разработали свой интервальный комбинированный метод обучения с дозированным объемом информации. Раз в месяц мы приезжаем на предприятие, читаем короткую лекцию, слушаем вопросы, отвечаем. Лекций обычно девять. Продолжительность небольшая, обычно 2-3 часа. Сложная тема может быть до 4 часов. Но никогда не больше. Всегда берется одна тема, и ее мы используем на гембе. Цель лекции – познакомиться и овладеть инструментами. Затем собравшиеся делятся на группы, идут на производство, чтобы увидеть, что там происходит. Если группа ничего не видит, мы их направляем, показываем, что можно видеть, и работаем дальше над реальными проблемами, которые тормозят производство. Без отрыва от основной деятельности. В интервалах между этими месячными интервенциями мы по скайпу два раза в неделю встречаемся с каждой группой, курируем их, помогаем им дальше совершенствоваться, осваивать новые инструменты.

КАК ЧЕЛОВЕК УЛУЧШАЕТ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ, СВОЮ СОБСТВЕННУЮ И СВОЕГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ?

Основная аудитория программы — руководители.  По итогам обязательно идет изменение нормативной документации. Причем обязательно нужно менять локальные нормативные акты. Я видела тысячи трудовых договоров за свою жизнь. Большинство описывают, куда взяли, на какую должность, сколько будет получать, график работы, подчиняется такому-то. Как человек улучшает производительность, свою собственную и своего подразделения? Как он улучшает свои собственные профессиональные навыки? Вменяется ли это в обязанности? Где это все в локальных нормативных актах? Пока это не будет зафиксировано на бумаге, у нашей консалтинговой фирмы всегда будет много работы.

ВЫ ПОРАБОТАЛИ С ПРЕДПРИЯТИЕМ, ДОБИЛИСЬ РЕЗУЛЬТАТОВ, ПОКИНУЛИ ЕГО. А КАК ДАЛЬШЕ СИСТЕМА БУДЕТ ПОДДЕРЖИВАТЬ ДОСТИГНУТЫЙ УРОВЕНЬ? 

Статистику мы ведем по всем нашим проектам, а проекты наши конечны. Например, проект, по которому мы, в частности, значительно сократили машинное время, длился девять месяцев. И руководство за эти девять месяцев так втянулось в процесс улучшений, настолько четко увидело разницу «было-стало», что продолжает нам регулярно звонить и сообщать о новых достижениях. Таким образом, там сформировалась система постоянных улучшений. Так бывает не всегда. Мы сейчас работаем с госорганами и хотим отказаться от этого проекта. Там изменить ситуацию очень и очень сложно.

После выступления Виктории Петровой я добавил, что мы сидим в комфортном конгресс-центре курорта Имеретинский, который был воздвигнут к Сочинской Олимпиаде 2014 года под руководством Виктории. «Когда я сюда приехала впервые, здесь было болото. Зато теперь как хорошо!» — добавила Петрова.

К СПОРТУ ВЫСОКИХ ДОСТИЖЕНИЙ НУЖНО ГОТОВИТЬСЯ С ДЕТСТВА

Ренальд Лачашвили и команда школьников

Главный вывод – если руководитель хочет быть конкурентоспособным и эффективным, то как бы высоко он не находился, он должен постоянно учиться. Виктория сравнила современный бизнес со спортом высоких достижений. Спортсмен, чтобы приблизиться к олимпийским наградам, должен начать готовиться к главной спортивной схватке с раннего детства. А готовят ли в детском саду детей к производственному бизнесу и к использованию инструментов бережливого производства? Оказывается, да, через игровое погружение школьников в культуру лин-стартапа. Погрузиться можно в Усть-Лабинске Краснодарского края в лагерных сменах программы «Школа нового поколения», о чем поведал Ренальд Лачашвили. Он привез с собой несколько школьников, которые рассказали о своих стартапах. Через игру дети погружаются в самые современные технологии управления, узнают о последних достижениях, в том числе, об индустрии 4.0.

КАК КОРПОРАЦИИ ЗАНИМАЮТСЯ ПОДГОТОВКОЙ КАДРОВ? ВЗГЛЯД ТРАДИЦИОННОЙ ИНДУСТРИИ И ИНДУСТРИИ 4.0

Елена Волкова

По мнению Елены Волковой, эксперта направления обучения Bosch Rexroth, индустрия 4.0 требует внесения изменений в стандарты подготовки специалистов на всех уровнях. В частности, значительно вырастет широта знаний, требуемая от специалистов, которые будут работать в условиях четвертой промреволюции. Связано это с тем, что ряд специальностей, ранее требовавших знаний в области мехатроники (например, системный инженер, сервисный инженер, ­оператор на линии), теперь могут быть заняты специалистами без специальных знаний. Технические директора должны иметь фундаментальные знания и компетенции на стыке мехатроники и ИТ. Инженеры среднего звена (например, специалисты в области мехатроники) нуждаются в получении новых дополнительных знаний. А у технических специалистов на производстве произойдет снижение требований к наличию специальных знаний в области мехатроники. Елена привела примеры знаний, необходимых техническим специалистам: понимание полного производственного процесса от этапа размещения заказа (в ERP/MES) до отгрузки конечного продукта, активное использование и создание мобильных приложений в рамках реализации производственных процессов, понимание процесса получения и визуализации данных в реальном времени, взаимодействие с базами данных, внедрение облачных сервисов.

Антон Клепиков, начальник Центра практического обучения технологиям бережливого производства Корпоративного университета РЖД, поведал о системе бережливого обучения персонала корпорации, заключающейся в балансировании формального, «выталкивающего» обучения (например, дистанционное теоретическое обучение) и «вытягивающего». Вытягивание включает в себя изучение лучших практик проектной работы, подготовку внутренних тренеров, точечное и глубинное обучение.

Максим Соловьев

Максим Соловьев, руководитель направления «Развитие методологии Шесть Сигм» ООО «СИБУР», в своем докладе «От LEAN Six Sigma до… Универсальный решатель проблем 4.0. Взращиваем будущее» пояснил, что компания ожидает от инженеров помимо базовых технических знаний и умений обладание навыками SOFT-skills, такими как нетворкинг, умение выстраивать отношения со всеми уровнями в организации, эффективная вербальная и письменная коммуникация, умение представить проект, навыки коучинга. Востребованными будут специалисты по Big Data, Data Science, Machine Learning.

ГОТОВЫ ЛИ УНИВЕРСИТЕТЫ К ПРОМЫШЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ 4.0?

Евгений Бабошин, заместитель директора Института управления и информационных технологий МИИТ по экономике, рассказал, как в МИИТ происходит интеграция моделей подготовки кадров и требований бизнеса. В частности, себя зарекомендовали такие формы взаимодействия вуза и РЖД, как целевая подготовка студентов по актуальным направлениям и специальностям с обязательством последующего трудоустройства, система авторских классов, создание Центров компетенций студентов по ключевых вопросам бизнеса.

Вадим Мирончук, старший преподаватель факультета  муниципального управления Кубанского государственного университета, представил возможности обучения бережливым технологиям на базе учебного класса Toyota Engineering Corporation в КубГАУ. Учебный класс оборудован тренажерами по бережливому производству, рабочие места оснащены в соответствии с инструментом 5S. На базе учебного класса реализуется пилотный проект по внедрению курса «Бережливое технологии в управлении» в учебную программу на факультете управления, ведется разработка типовой (базовой) учебной программы  по дисциплине «Бережливое производство  (менеджмент)  для внедрения на других факультетах. И что самое приятное, коллеги в настоящее время занимаются разработкой и изданием учебно-методического пособия «Бережливые технологии», планируемый срок издания — сентябрь 2017 года. Будет очень интересно изучить это пособие.

КАК ОБЪЕДИНИТЬ УСИЛИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И БИЗНЕСА?

Коллеги из корпораций описали серьезные вызовы, которые стоят как перед будущими выпускниками, так и перед системой образования. Так как университетам поспеть за новыми технологиями и бизнесом, как объединить усилия промышленности и образования? Версию ответа можно найти в презентации Григория Баева, руководителя Центра управления производством МГТУ им. Н.Э. Баумана. Решение проблемы было найдено еще во второй половине 19 века учебным мастером и преподавателем Императорского московского технического училища Дмитрием Советкиным, и получило широкое признание в России и за рубежом под названием «Русский метод обучения ремеслам». В основе обучения — не как изготовить конкретный продукт, а как научиться лучшим процессам и практикам для изготовления любого продукта. С другой стороны – это тесная связь теоретического обучения и практики, постоянная связь с производством и бизнесом.

Сергей Обозов, Член Правления, Директор по развитию ПСР Госкорпорации «Росатом», выступает с лекцией перед студентами МГТУ

Как на кафедре экономики и организации производства МГТУ им. Н.Э. Баумана реализуется формат интенсивной практики? Если рассмотреть период обучения студента в бакалавриате и магистратуре, то по учебному плану у него будет семь практик. Все начинается с учебно-технологического практикума на 1 курсе, когда студенты изучают технологические процессы в лабораториях обработки металлов резанием, давлением, в лаборатории сварки и других. В течение всего второго курса идет ознакомительная практика, которая включает посещение открытых лекций и заседаний Клуба инженерных предпринимателей МГТУ. На таких мероприятиях выступают ведущие эксперты и руководители компаний инженерного бизнеса. Только в этом учебном году перед студентами выступили Александр Кирейцев, генеральный директор Инженерного центра Airbus, Сергей Обозов, руководитель Производственной системы Росатома, Виктория Петрова, председатель экспертного совета ЛюдиPeople, Леонид Богуславский, основатель инвестиционной компании Ru-Net. Студенты посещают передовые производственные компании, в их числе ГК Механика, резиденты Технополиса Москва (М Индастриз, Texel, ХК Композит, Гудвин, Мапер, Т-8), завод Рено, Связь инжиниринг, ВНИТЭП, Аспект. Главная задача этих встреч и визитов – расширить кругозор студентов в области инженерного бизнеса, чтобы у них сложилось понимание о своей профессии, чтобы у них зародилась цель, а лучше мечта, где им работать или чем заниматься по жизни.

Визит студентов кафедры экономики и организации производства МГТУ на завод Связь инжиниринг КБ

Следующий шаг – организационно-технологическая практика, где студенты в течение семестра (один полный день в неделю) проходят групповую стажировку на партнерских предприятиях (завод Рено Россия в Москве, РКК Энергия, ПАО Камов) по направлению развития производственных систем. Одна из задач – познакомиться с деятельностью действующего предприятия и его важнейших подразделений.

Перед написанием выпускной квалификационной работы бакалавры в течение весеннего семестра проходят индивидуальную преддипломную практику на партнерских предприятиях. Цель – решение конкретной производственной задачи предприятия, участие в проекте развития производственной системы, внедрение новых продуктов и технологий, создание нового бизнеса.

У магистров кафедры три практики: педагогическая, производственная и преддипломная. Задача преддипломной практики магистра схожа с преддипломной практикой бакалавра, но от магистра уже требуется более серьезный и масштабный проект.

В ходе создания дипломного проекта активно привлекаются внешние отраслевые эксперты кафедры, в том числе Клуба инженерных предпринимателей. Вот примеры проектов: «Разработка инструментов управления производственной системой АО «Московский локомотиворемонтный завод», «Внедрение деловых игр по бережливому производству для обучения персонала производственного предприятия», «Формирование набора инструментов для внедрения бережливого производства на предприятии АО «НПП «Салют».

Помимо практики студенты вовлекаются в современный инженерный бизнес через Летнюю школу инженерного бизнеса КЛИППЕР и Открытый чемпионат Москвы по бережливому производству.

В 2013 году в Калуге состоялась первая летняя школа инженерного бизнеса КЛИППЕР, одна из самых молодых и эффективных программ обучения инженерному предпринимательству в России. За несколько лет школа прошла в Твери, Казани, Елабуге, Набережных Челнах, Дубне, Москве, в мероприятиях приняло участие 150 студентов и выпускников ведущих российских и зарубежных университетов, представлено 24 инженерных проекта. Программа школы включает в себя решение кейсов – решение производственных задач от наших индустриальных партнеров. В 2017 году участники КЛИППЕР соберутся в Рязани, где будут работать над оптимизацией производственных процессов в таких компаниях, как Механика (повышение производительности литейного цеха), ТехноНИКОЛЬ (переработка отходов производства гибкой черепицы), Световые технологии (ускорение переналадки на участке литья алюминия, автоматизация операций контактно-прессовой сварки, автоматизация процесса сборки светотехнической продукции). В течение 7-10 дней в решении кейсов участникам помогают эксперты школы, куда входят руководители и собственники производственных предприятий. На выходе – защита проекта перед экспертным жюри. Многие студенты по итогам школы получают предложение о трудоустройстве от компаний-партнеров, несколько выпускников создали свои бизнесы, связанные с решенными кейсами. Например, Артур Гимадеев основал компанию Ирбис Тех, которая занимается проектированием и производством оборудования для изготовления сухого льда.

Участник Летней школы инженерного бизнеса КЛИППЕР 2015

Открытый чемпионат Москвы по бережливому производству помогает студентам разобраться в инструментах развития производственной системы. Нашей командой (руководитель Рыкова Ярославна) разработаны авторские деловые игры, в основе которых лежит производственная проблема, возникшая в ходе наших консалтинговых проектов на предприятиях. Например, менеджерам завода было необходимо повысить производительность своей линии сборки, для чего нужно было описать процесс с помощью карты потока создания ценности, тактировать его, выявить потери. Однако менеджеры не владели инструментом картирования, а также у них «замылился» взгляд на проблемы. На игровом примере можно легко показать, как же картировать поток и выявлять проблемы. Для этого и была разработана игра «Картирование производства автомобилей», моделирующая реальное сборочное производство. Всего таких игр уже разработано четыре, еще две находятся в разработке. На чемпионате у участников есть отличная возможность опробовать наши авторские игры и погрузиться в процесс оптимизации производства.

Финал открытого чемпионата Москвы по бережливому производству

ОТ БОЛЬШОЙ МЕЧТЫ К ЯСНЫМ ЦЕЛЯМ И РАЗВИТИЮ СПОСОБНОСТЕЙ

Главный организатор саммита Ольга Андреева в финале прошлогоднего мероприятия вспомнила слова великого мечтателя Константина Циолковского: «В Золотой век войдут люди, которые научатся объединяться. И объединение имеет тоже свой закон: две ауры усиливают друг друга в 7 раз, если люди – единомышленники, волна одинаковая, в одну цель направлена. 3 человека – 7 в квадрате, то есть в 49 раз. Если 4 человека – они усиливают друг друга в 7 в 3-й степени – в 343 раза! Поэтому чем больше людей, тем ценнее каждый следующий, он умножает силу во много раз. Коллектив – великая сила».  «Представьте, какой силой обладаем мы все вместе, чтобы вывести Россию на ведущие позиции в мире! – добавила Андреева, — Кто-нибудь может посчитать на досуге, какая волна разойдется по всей России». Спасибо Ольге Павловне за хорошие слова, именно с таким настроением мы будем развивать кадровый потенциал российской промышленности!


Теги:, , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Обратную ссылку с вашего сайта.

Григорий Баев

преподаватель кафедры "Экономика и организация производства" МГТУ им. Н.Э. Баумана; Центр управления производством, руководитель; КЛИП - Клуб инженерных предпринимателей, со-основатель; Летняя школа инженерного бизнеса КЛИППЕР, руководитель

Комментарии:

Оставить комментарий

Сообщество в Фейсбук

Контакты

Адрес: Москва, ул. 2-я Бауманская, д.7 МГТУ им. Н.Э.Баумана, корпус МТ-ИБМ, ауд. 518. СХЕМА ПРОХОДА

Телефон: +7 (499) 267-17-84 Группа Вконтакте; Группа в Фейсбук

© 2012-2017 ЦУП - Центр управления производством. При использовании материалов сайта активная ссылка на http://cup-russia.ru/ обязательна.

Сообщество в контакте