MAKING IN AMERICA: ЧТОБЫ ЖИТЬ ХОРОШО, НАЦИЯ ДОЛЖНА ПРОИЗВОДИТЬ ХОРОШО

Опубликовал Григорий Баев от . Опубликованно в Новости ЦУП

making in america

«Чтобы жить хорошо, нация должна производить хорошо»  — так начиналась книга 1989 года «Madein America», написанная в MIT в годы американского кризиса производительности труда. Сегодня Штаты, как и многие другие развитые страны, столкнулись с другим кризисом — сокращения объемов и значимости промпроизводства в масштабах государства.

Оригинал статьи http://clip-russia.ru/2013/12/making-in-america/

20 сентября 2013 года в Массачусетском Институте Технологий (MIT), США состоялась международная конференция «Производство в инновационной экономике», где подводились итоги одноименного исследования  Production In Innovation Economy (PIE). Главные вопросы конференции звучали так: как инновации в современных условиях выводятся в производство и на рынок, какие есть для этого возможности в США и как их улучшить.

Rafael Reif, MIT President

Пленарное заседание проходило в зале, где присутствовало не только руководство MIT, но и главы и представители крупнейших мировых производственных компаний. Среди них можно отметить Siemens, Dow Chemicals, Bosch, BMW, Henkel, Toyota Motor Corporation, Nissan, Honda, Mitsubishi Electric, ENEL, Philips, Schlumberger, Boeing, John Deer, GE, Lockheed Martin, P&G и многих других не менее известных фирм. Президент MIT Rafael Reif отметил, что США — 2-я в мире страна по объему производства после Китая, но доля промышленности в ВВП США сокращается и составляет  13% — уровень 50х годов. «Промышленное производство — ключ к успешному будущему США, — считает президент MIT, — оно дает рабочие места, обеспечивает независимость и безопасность, тесная связь разработчиков и производства позволяет инновациям быстрее выходить на рынок»[3].

В течение двух с лишним лет исследователи провели серию интервью с руководством 255 ведущих промышленных предприятий по всему миру (178 — США, 36 — Китай, 32 — Германия и другие), в анкетировании участвовало более 1000 компаний. Важно отметить, что исследователи сосредоточились не на отраслях промышленности, а на размере предприятий. Комиссия PIE также изучала опыт масштабирования технологических проектов в Германии и Китае, тренды промышленных технологий, подготовку кадров [2].

Предварительные итоги исследования опубликованы в книге Сюзан Бергер «Making in America: from Innovation to Market». Главный вывод книги:  США, чтобы остаться ведущей экономикой в мире,  должны наращивать объем промышленного производства и развивать технологическое предпринимательство.

Американское производство в последние два десятилетия стало заложником «ложной» производительности работников финансового сектора, куда произошел отток кадров. К тому же, стал проявляться тренд создания экономики знаний. Кроме того, процессы глобализации  перевели процессы промышленного производства в Китай и Юго-Восточную Азию. На конференции и в книге подчеркивалось, что американцы готовы брать уроки от экономик с развитым промышленным масштабированием — Германии и Китая. По словам Бергер, уже сейчас стало понятно, что сильное производство не значит низкие зарплаты [2].

Исследователи признают лидерство Германии в области вывода идей в производство и на рынок, считают ее производственную культуру и сообщество самыми передовыми в мире. «Американские производители работают в одиночку.  Немецкие фирмы имеют доступ к богатым внешним ресурсам. Они нанимают выпускников школ и профтехучилищ, имеющих тесную связь с производством. Они идут занимать деньги в местных банках, которые хорошо знают локальный бизнес. Фирмы тесно сотрудничают через торговые ассоциации, совместные исследовательские центры, Институт Фраунгофера» [2]. На этапе прототипирования без проблем можно воспользоваться сложным оборудованием у своих партнеров, не прибегая к его закупке.

Помимо крупных промышленных фирм комиссия PIE изучила 150 стартапов MIT, среди которых 40% в области новых материалов и энергетики, 21% медицинские, 10% в робототехнике, 17% в полупроводниках и из других отраслей. 60% из них выжили в первые пару лет и развиваются до сих пор. Основные проблемы, с которыми столкнулись молодые предприниматели: нехватка рабочих рук,  малый рынок поставщиков [3]. Важно отметить, что в жизни стартапов большую роль играют профессиональные сообщества, такие, как КЛИП — Клуб интересных предпринимателей МГТУ им. Н.Э. Баумана, где можно получить экспертную оценку, совет, найти партнеров, инвесторов, новые возможности.

Отмечая высокое качество проведенного исследования, в нем стоит отметить один недостаток: там нет опыта коммерциализации инноваций российских компаний, как промышленных гигантов, так и инженерных стартапов. Например, в свежей публикации «Эксперта» рассказывается, как «в Санкт-Петербурге в ЛЭТИ научились превращать вузовские разработки в области полупроводников в бизнес и запускать инновации в массовое производство» [5].

В связи с этим Клуб интересных предпринимателей КЛИП МГТУ им. Н.Э. Баумана совместно с MIT PIE (Massachusetts Institute of Technology Production in Innovation Economy Commission), Boston University Metropolitan College и Тверским Инноцентром проводят исследование российских инженерных стартапов. Оно  является продолжением международного проекта MIT PIE. Подробности нового исследования на сайте: http://clip-russia.ru/.

Литература

  1. A Preview of the MIT Production in the Innovation Economy Report. — 22.02.2013, Massachusetts Institute of Technology
  2. Making in America: from innovation to market / Suzanne Berger with MIT Task Force on Production in Innovation Economy. — 2013, Massachusetts Institute of Technology
  3. Баев Г.О. MIT PRODUCTION IN INNOVATION ECONOMY CONFERENCE. — КЛИП — Клуб интересных предпринимателей, 01.10.2013. Режим доступа: http://clip-russia.ru/2013/10/mit_pie/. Дата обращения: 24.11.2013.
  4. Berger, Suzanne, and MIT Industrial Performance Center. How We Compete: What Companies Around the World Are Doing to Make it in Today’s Global Economy. New York: Currency Doubleday, 2005.
  5. Ирик Имамутдинов. Кремниевая эволюция. — «Эксперт» №45 (875), 11.11.2013. Режим доступа:http://expert.ru/expert/2013/45/kremnievaya-evolyutsiya/

Обратную ссылку с вашего сайта.

Григорий Баев

преподаватель кафедры "Экономика и организация производства" МГТУ им. Н.Э. Баумана; Центр управления производством, руководитель; КЛИП - Клуб инженерных предпринимателей, со-основатель; Летняя школа инженерного бизнеса КЛИППЕР, руководитель

Комментарии:

Оставить комментарий

Сообщество в Фейсбук

Контакты

Адрес: Москва, ул. 2-я Бауманская, д.7 МГТУ им. Н.Э.Баумана, корпус МТ-ИБМ, ауд. 518. СХЕМА ПРОХОДА

Телефон: +7 (499) 267-17-84 Группа Вконтакте; Группа в Фейсбук

© 2012-2017 ЦУП - Центр управления производством. При использовании материалов сайта активная ссылка на http://cup-russia.ru/ обязательна.

Сообщество в контакте