УПРАВЛЕНИЕ ЗАПУСКОМ ЯПОНСКИХ ПРОЕКТОВ В РОССИИ. УРОКИ И ВОЗМОЖНОСТИ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В 21 ВЕКЕ.

Опубликовал Григорий Баев от . Опубликованно в Исследования и проекты, Мнение эксперта

Валиуллин

Опытом делится Рафаэль Зуфарович Валиуллин, директор департамента корпоративного развития Hitachi Construction Machinery Eurasia Manufacturing LLC, эксперт Центра управления производством и Клуба инженерных предпринимателей МГТУ им. Н.Э. Баумана. (в основе публикации выступление Р.Валиуллина на международном форуме «Современное предприятие и будущее России» 5-6 декабря 2014  в МГТУ им. Н.Э. Баумана). 

Завод Хитачи в Тверской области

Завод Хитачи в Тверской области (Hitachi Construction  Machinery Eurasia Manufacturing LLC) — дочерняя компания группы Хитачи Констракшн Машинери (Hitachi Construction Machinery Co. Ltd.), которая является ведущим мировым производителем дорожно-строительной техники и, в свою очередь, входит в одну из крупнейших в Японии корпораций — Hitachi Ltd. В России Хитачи Констракшн Машинери (в переводе «Хитачи Строительные Машины», далее сокращенно — ХКМ) присутствует с 1982 года и за это время продано более 15 000 строительных машин «Хитачи», основную часть которых составляют гидравлические экскаваторы.

ХКМ имеет 37 заводов по всему миру, из них 20 работает за пределами Японии в странах с наибольшей популяцией её продукции. Необходимо подчеркнуть, что ХКМ наиболее глобализированная группа в составе корпорации Hitachi Ltd., так как около 75% своей продукции она продает на внешних рынках.

В 2007 году руководством ХКМ было принято решение строить завод в России. За время подготовки технико-экономического обоснования проекта специалисты Хитачи побывали в 35 городах России – от Калининграда на западе до Находки на востоке, от Санкт-Петербурга на севере до Новороссийска на юге страны. В итоге принято решение строить завод рядом с городом Тверь. Преимуществами Твери стали: логистика (близость к клиентам и порту в Санкт-Петербурге), наличие высококвалифицированных специалистов и развитой системы высшего и профессионального образования, а также всесторонняя поддержка администрации Тверской области. Важно отметить, что при принятии решения японцы важнейшее значение уделяют фактору личного доверия к партнёру и его всесторонней оценке. Перед тем, как начать проект в Твери, руководители ХКМ неоднократно в течение года встречались с Губернатором Тверской области и его ключевыми сотрудниками не только в России, но и на заводе компании в Японии. В результате, в январе 2011 года было подписано Инвестиционное соглашение с Администрацией Тверской области. В марте 2011 года создана компания Hitachi Construction Machinery Eurasia Manufacturing LLC с уставным капиталом в 2.6 млрд. рублей (ХКМ 80.01%, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) 19.99%). Площадь участка завода — 400 000 кв. м., производственных зданий – 32 000 кв. м. Точно в срок, зафиксированный в Инвестиционном соглашении — 1 октября 2013 года, — завод начал тестовое производство.

Завод Хитачи в Тверской области

Завод Хитачи в Тверской области 

Через два года после начала строительства в конце 2011 года – в декабре 2013 года на заводе был произведён первый экскаватор, а в июне 2014 г. произведена отгрузка первых машин покупателям. Производственный процесс завода Хитачи в Твери включает сварку, механообработку, покраску, сборку и тестирование продукции перед отгрузкой клиенту. Плановая годовая мощность производства – 2 000 гидравлических экскаваторов среднего размера. Количество сотрудников – 230 человек (на 01.10.2014), средний возраст – 33 года.

Опыт внедрения японской организации производства в России

С самого начала проекта развивается локализация производства через поиск местных поставщиков и приглашение в Тверь партнеров компании из Японии. Отмечу, что в целях повышения эффективности производства, Хитачи Констракшн Машинери в Японии производит у себя менее 20% компонентов конечного продукта (соотношение от общей себестоимости), размещая остальные заказы у сторонних поставщиков (outsourcing). Следуя этой логике, завод Хитачи в Твери также заключил соглашения по поставке значимых комплектующих компонентов экскаватора с несколькими тверскими и двумя японскими компаниями – своими традиционными поставщиками, уже разместившими здесь свое производство. Однако, после года работы стало очевидно, что цены и качество местных производителей не всегда конкурентоспособны с ценами поставок из Японии от традиционных поставщиков. В итоге, контракт с одним из поставщиков был расторгнут, а по отношению к другому поставщику введен тотальный контроль качества и требование о дооснащении его производства дополнительным оборудованием. Для развития локализации и поддержания высокого качества продукции, завод в ноябре 2014 года объявил о расширении внутреннего заготовительного производства с инвестициями более 500 млн. рублей.

Проектируя завод в Твери, организаторы сознательно на территории завода не закладывали склад, а арендовали его рядом для того, чтобы подвозить необходимый объем компонентов к сборочному цеху. Как это происходит в Японии?  Как я отметил ранее, на материнском заводе Хитачи у себя делает менее 20% от себестоимости экскаватора. Всё остальное подвозят поставщики «точно вовремя» —  just in time. На территорию завода приезжает трейлер — к тому месту, где эти компоненты будут использоваться. Груз выгружается к нужному посту, рядом с конвейером. Расписавшись, водитель оставляет накладную и уезжает, оставляя табличку — камбан. Это наглядная иллюстрация доверительных «семейных» отношений между компанией-заказчиком и поставщиками.

К сожалению, из-за трудностей с наличием поставщиков приемлемого уровня качества и цены, концепция just in time неприменима для завода Хитачи в Твери и, к сожалению, даже металлические компоненты приходится импортировать из Японии и Китая от поставщиков, которые выигрывают конкурентную борьбу у тверских предприятий, несмотря на высокие транспортные издержки.

Для развития человеческого капитала на заводе используются известные технологии вовлечения сотрудников в повышение эффективности производства. В первую очередь, это — кайдзэн (改善) , когда  улучшения основываются не на радикальных изменениях, являющихся результатом НИОКР, а на множестве мелких изменений, предлагаемых самими работниками. Именно поэтому они не требуют крупных инвестиций на исследования, приобретение оборудования и т.д., и легко реализуемы. Все работники должны непрерывно находиться в поиске способов улучшения своей работы, включая все звенья управления, что способствует повышению у них чувства ответственности и усилению мотивации.

Совещание директора со сварщиками

Совещание директора со сварщиками

Кроме того, на заводе подчеркивается высокий социальный статус  рядовых работников. Это и принцип  гембасюги (現場主義), когда при возникновении каких-либо производственных проблем не рабочие вызываются в кабинеты управленцев и инженеров, а именно последние идут к рабочим в цеха, демонстрируя уважение к ним и их мнению.

И заявленный в самом начале продолжительный характер отношений между компанией и работниками (в Японии нашедший отражение в практике пожизненного найма), что стимулирует работников активно участвовать в тех формах организации труда, которые     предлагаются менеджментом. Это особый характер отношений между менеджментом и рядовыми работниками, которые трудятся в одном офисе, обедают вместе в столовой завода и ходят в одной униформе (отличается только её цвет). Разница в оплате труда между рабочими и менеджментом существенно меньше, чем в российских компаниях.

Директор и сотрудники работают в одном помещении

Директор и сотрудники работают в одном помещении 

Добавим к этому гибкую организацию труда, при которой содержание работы может меняться и работники могут пробовать силы  в разных видах работ. Это способствует не только формированию у работника многопрофильной квалификации, но и продвижению по управленческой иерархии – рядовой рабочий может подняться до уровня мастера участка и даже выше.

Уроки и возможности межкультурного взаимодействия

Опыт первого года работы завода Хитачи в Тверской области позволяет сделать ряд выводов об эффективности внедрения японской организации производства, взаимодействии японских и российских специалистов, а также ограничениях, препятствующих локализации производства и персонала. Иными словами, насколько эффективна японская производственная культура при реализации в современных российских условиях.

Во-первых, качество продукции завода Хитачи в России полностью соответствует качеству на всех заводах компании Хитачи Констракшн Машинери, подтверждая гарантируемый компанией клиентам подход  «made by Hitachi» («Cделано Хитачи»). Это качество обеспечивается использованием высокотехнологичного оборудование и организацией производственного процесса. Стажировки работников предприятия в Японии, постоянные тренинги и совместная работа японских и российских специалистов позволяют последовательно улучшать качество рабочей силы, что, в свою очередь, гарантирует высокое качество продукции завода.

Произведенный на заводе 20-тонный экскаватор показывает свои возможности

Произведенный на заводе 20-тонный экскаватор показывает свои возможности 

Японские специалисты на тверском заводе не только осуществляют трансфер передовых технологий — установку и отладку работы высокотехнологичного оборудования, запуск производства последней модели экскаватора серии 5G и обучение персонала. Не менее важно, что продолжительные стажировки российских сотрудников на японском заводе и тренинги японских коллег в Твери последовательно прививают заводчанам японскую трудовую этику. Её цель в том, чтобы работник не только сам делал качественный продукт, но и способствовал в этом работающим рядом коллегам.

Говоря о производстве, стоит упомянуть систему тотального контроля качества на всех стадиях производства, начиная с входного контроля поступающего сырья и заготовок и заканчивая всесторонними испытаниями конечной продукции. При несоответствии качества комплектующие возвращаются поставщику, несмотря на возможный срыв графика производства – на компромиссы по качеству Хитачи никогда не идет.

Необходимо сказать и о безупречном состоянии оборудования благодаря постоянному контролю за его состоянием со стороны специально обученных работников и практики превентивного ремонта. В частности, в мае и августе коллектив завода уходит в отпуск и в это время проводится, при необходимости, ремонт оборудования.

К сожалению, приходится констатировать, что, несмотря на значительные инвестиции в запуск завода, компания не стала российским производителем, так как для получения этого статуса необходим уровень локализации в 50%. В настоящее время такая локализация экономически нецелесообразна при существующих объемах рынка экскаваторов в России — около 7 000 в 2013 году. К тому же, при локализации существуют риски повышения себестоимости производства и снижения качества продукции, что неприемлемо для Хитачи. При этом очевидно, что последовательная и экономически оправданная локализация производства, являющаяся приоритетом завода Хитачи в Твери, дает шанс местным крупным, средним и даже небольшим компаниям встроиться в цепочку поставщиков компании — мирового лидера и не только получить реальные заказы и заработать на этом, но и повысить эффективность других своих внутренних структур, проведя их бенчмаркинг с сегментом, который смог выиграть по сути глобальную конкуренцию.

Публикация также доступна на портале «Управление производством»


Теги:, , , , ,

Обратную ссылку с вашего сайта.

Григорий Баев

преподаватель кафедры "Экономика и организация производства" МГТУ им. Н.Э. Баумана; Центр управления производством, руководитель; КЛИП - Клуб инженерных предпринимателей, со-основатель; Летняя школа инженерного бизнеса КЛИППЕР, руководитель

Комментарии:

Оставить комментарий

Сообщество в Фейсбук

Контакты

Адрес: Москва, ул. 2-я Бауманская, д.7 МГТУ им. Н.Э.Баумана, корпус МТ-ИБМ, ауд. 518. СХЕМА ПРОХОДА

Телефон: +7 (499) 267-17-84 Группа Вконтакте; Группа в Фейсбук

© 2012-2017 ЦУП - Центр управления производством. При использовании материалов сайта активная ссылка на http://cup-russia.ru/ обязательна.

Сообщество в контакте